Сухость во рту

У взрослого человека в среднем за сутки вырабатывается около полутора литров слюны. Казалось бы, зачем так много?

На самом деле, функций у слюны предостаточно.

Во-первых, она предохраняет слизистые оболочки рта и горла от пересыхания. Во-вторых, защищает зубы от кариеса: вымывает остатки пищи и зубной налет; замедляет рост болезнетворных бактерий, разрушающих эмаль и вызывающих воспаление мягких тканей; нейтрализует кислоты, образующиеся во рту или попадающие в него. В-третьих, слюна разжижает пищу, что облегчает ее проглатывание и способствует лучшему ощущению вкуса. И, в-четвертых, слюна содержит пищеварительный фермент амилазу, которая начинает переваривать углеводы уже в ротовой полости.

Слизистую оболочку высушивает дыхание через рот и храп – это сильнее всего ощущают, проснувшись, люди с нарушением носового дыхания (например, при насморке) и снижением тонуса мягкого нёба.

Причин для сухости во рту много, разберем некоторые из них:

1.   Курение.

Курение и жевание табака вызывают сухость во рту, как за счет непосредственного контакта ротовой полости с дымом, так и за счет снижения выработки слюны под действием никотина.

2.   Избыточное потребление соли.

Пристрастие к соленой пище тоже не способствует выработке слюны, а неизбежное употребление с солью большого количества жидкости рано или поздно приведет к гипертонии. Съедать больше 5-7 граммов соли в день не рекомендуется даже абсолютно здоровым людям.

3.   Обезвоживание.

Сухость во рту после физической нагрузки или пребывания в жарком и сухом климате означает лишь то, что организм потерял много влаги и ее необходимо восполнить.

4.   Заболевание.

Если сухость во рту беспокоит в течение длительного времени, имеет смысл показаться врачу – возможно, это симптом (иногда единственный!) какого-либо заболевания. Чаще всего сухость во рту является симптомом сахарного диабета.

Также снижение выработки слюны наблюдается при повреждении слюнных желез – воспалении, опухоли и т.п. Также сухость во рту может быть симптомом аутоиммунного заболевания – синдром Шёгрена.

5.   Прием лекарств.

Подсушивать слизистую оболочку рта могут сотни препаратов, которые используются для лечения расстройств желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистых заболеваний, депрессии и других психических нарушений, аллергии, инфекций, злокачественных новообразований и других состояний.

Если сухость во рту продолжается длительное время или появилась во время приема медикаментов, следует обратиться к врачу.

Сахарный диабет — это патологическое состояние, которое характеризуется хронически повышенным уровнем сахара в крови, развивающимся в результате воздействия наследственных и внешних факторов, грозящее развитием серьезных осложнений со стороны глаз, почек, сосудов, нервной системы.

Существует два типа диабета:

• диабет первого типа,
  • диабет второго типа.

Диабет I типа обычно развивается у молодых людей, у которых инсулин не вырабатывается в организме из-за повреждения или утраты бета-клеток поджелудочной железы. В результате этого организм не может использовать глюкозу, и она накапливается в крови. Одним из первых симптомов заболевания бывает сухость во рту, жажда, учащенное мочеиспускание, так как организм старается «вымывать» нарастающее количество глюкозы. Со временем почки перестают справляться с такой нагрузкой,  и возникают боли в животе, рвота, наступает обезвоживание организма.

Диабет II типа обычно развивается у людей старше 40 лет и имеющих избыточный вес. У них может быть нормальное, низкое или даже высокое содержание инсулина  и, тем не менее, высокое содержание глюкозы в крови и диабет. Тучность может способствовать невосприимчивости к инсулину, т.е. клетки организма не могут использовать инсулин должным образом. В этом случае глюкоза не может полностью проникнуть в клетки и накапливается в крови.

Сахарный диабет